Следующие три игры позаимствованы из
книги К.Фопеля "Как научить детей сотрудничать” (1998). Они помогут создать в
группе детского сада дружескую атмосферу взаимопомощи, доверия,
доброжелательного и открытого общения детей друг с другом.
"Водопад”
Цель: эта игра на воображение поможет
детям расслабиться. "Сядьте поудобнее и закройте глаза. 2-3 раза глубоко
вдохните и выдохните. Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Но это не
совсем обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь
представьте себя под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый
свет струится по вашей голове,.. Вы чувствуете, как расслабляется ваш лоб,
затем рот, как расслабляются мышцы шеи... Белый свет течет по вашим плечам,
затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными. Белый свет стекает с
вашей спины, и вы замечаете, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже
становится мягкой и расслабленной.
А свет течет по вашей груди, по животу.
Вы чувствуете, как они расслабляются и вы сами собой, без всякого усилия,
можете глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет вам ощущать себя очень
расслабленно и приятно.
Пусть свет течет также по вашим рукам, по
ладоням, по пальцам. Вы замечаете, как руки и ладони становятся все мягче и
расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к вашим ступням. Вы
чувствуете, что и они расслабляются и становятся мягкими. Этот удивительный
водопад из белого света обтекает все ваше тело. Вы чувствуете себя совершенно
спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом вы все глубже расслабляетесь
и наполняетесь свежими силами... (30 секунд).
Теперь поблагодарите этот водопад света
за то, что он вас так чудесно расслабил... Немного потянитесь, выпрямитесь и
откройте глаза”. После этой игры стоит заняться чем-нибудь спокойным.
"Танцующие руки”
Цель: если дети неспокойны или
расстроены, эта игра даст детям (особенно огорченным, неспокойным) возможность
прояснить свои чувства и внутренне расслабиться. "Разложите большие листы
оберточной бумаги (или старые обои) на полу. Возьмите каждый по 2 мелка.
Выберите для каждой руки мелок понравившегося вам цвета. Теперь ложитесь спиной
на разложенную бумагу так, чтобы руки, от кисти до локтя, находились над
бумагой. (Иными словами, так, чтобы у детей был простор для рисования).
Закройте глаза, и, когда начнется музыка, вы можете обеими руками рисовать по
бумаге. Двигайте руками в такт музыке. Потом вы можете посмотреть, что
получилось” (2—3 минуты). Игра проводится под музыку.
"Слепой танец”
Цель: развитие доверия друг к другу,
снятие излишнего мышечного напряжения.
"Разбейтесь на пары. Один из вас получает
повязку на глаза, он будет "слепой”. Другой останется "зрячим” и сможет водить
"слепого”. Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом под легкую
музыку (1—2 минуты). Теперь поменяйтесь ролями. Помогите партнеру завязать
повязку”.
В качестве подготовительного этапа можно
посадить детей попарно и попросить их взяться за руки. Тот, кто видит, двигает
руками под музыку, а ребенок с завязанными глазами пытается повторить эти
движения, не отпуская рук, 1-2 минуты. Потом дети меняются ролями. Если
тревожный ребенок отказывается закрыть глаза, успокойте его и не настаивайте.
Пусть танцует с открытыми глазами.
По мере избавления ребенка от тревожных
состояний можно начинать проводить игру не сидя, а двигаясь по помещению.