Совершенно очевидно, что ни один родитель
не стремится к тому, чтобы его ребенок стал тревожным. Однако порой действия
взрослых способствуют развитию этого качества у детей.
Нередко родители предъявляют ребенку
требования, соответствовать которым он не в силах. Малыш не может понять, как и
чем угодить родителям, безуспешно пробует добиться их расположения и любви. Но,
потерпев одну неудачу за другой, понимает, что никогда не сможет выполнить все,
чего ждут от него мама и папа.
Он признает себя не таким, как все: хуже,
никчемнее, считает необходимым приносить бесконечные извинения.
Чтобы избежать пугающего внимания
взрослых или их критики, ребенок физически и психически сдерживает свою
внутреннюю энергию. Он привыкает мелко и часто дышать, голова его уходит в
плечи, ребенок приобретает привычку осторожно и незаметно выскальзывать из
комнаты. Все это отнюдь не способствует развитию ребенка, реализации его
творческих способностей, мешает его общению со взрослыми и детьми, поэтому
родители тревожного ребенка должны сделать все, чтобы заверить его в своей
любви (независимо от успехов), в его компетентности в какой-либо области (не
бывает совсем неспособных детей).
Прежде всего, родители должны ежедневно отмечать
его успехи, сообщая о них в его присутствии другим членам семьи (например, во
время общего ужина). Кроме того, необходимо отказаться от слов, которые унижают
достоинство ребенка ("осел”, "дурак”), даже если взрослые очень раздосадованы и
сердиты. Не надо требовать от ребенка извинений за тот или иной поступок, лучше
пусть объяснит, почему он это сделал (если захочет). Если же ребенок извинился
под нажимом родителей, это может вызвать у него не раскаяние, а озлобление.
Полезно снизить количество замечаний.
Предложите родителям попробовать в течение одного только дня записать все
замечания, высказанные ребенку. Вечером пусть они перечитают список. Скорее
всего, для них станет очевидно, что большинство замечаний можно было бы не
делать: они либо не принесли пользы, либо только повредили вам и вашему
ребенку.
Нельзя угрожать детям невыполнимыми
наказаниями: ("Замолчи, а то рот заклею! Уйду от тебя! Убью тебя!”). Они и без
того боятся всего на свете. Лучше, если родители в качестве профилактики, не
дожидаясь экстремальной ситуации, будут больше разговаривать с детьми, помогать
им выражать свои мысли и чувства словами.
Ласковые прикосновения родителей помогут
тревожному ребенку обрести чувство уверенности и доверия к миру, а это избавит
его от страха насмешки, предательства.
Родители тревожного ребенка должны быть
единодушны и последовательны, поощряя и наказывая его. Малыш, не зная,
например, как сегодня отреагирует мама на разбитую тарелку, боится еще больше,
а это приводит его к стрессу.
Родители тревожных детей часто сами
испытывают мышечное напряжение, поэтому упражнения на релаксацию могут быть
полезны и для них. Но, к сожалению, наши отношения с родителями не всегда
позволяют открыто сказать им об этом. Не каждому можно порекомендовать обратить
внимание, прежде всего на себя, на свое внутреннее состояние, а потом
предъявлять требования к ребенку. В таких ситуациях можно сказать родителям:
"Ваш ребенок часто бывает скованным, ему было бы полезно выполнять упражнения
на расслабление мышц. Желательно, чтобы Вы выполняли упражнение вместе с ним,
тогда он будет делать их правильно”.
Родители, которые следуют таким
рекомендациям, через некоторое время отмечают приятные ощущения в теле,
улучшение общего состояния. Они, как правило, готовы к дальнейшему сотрудничеству.
Подобные занятия можно рекомендовать не
только родителям, но и педагогам. Ведь ни для кого не секрет, что тревожность
родителей зачастую передается детям, а тревожность педагога — ученикам и
воспитанникам. Вот потому, прежде чем оказывать помощь ребенку, взрослый должен
позаботиться о себе.
С целью профилактики тревожности можно
использовать наглядную информацию. В детском саду или в школе на стенде можно
разместить, например, памятку, в основу рекомендаций которой легли советы Е.В.
Новиковой и Б.И.Кочубей (1998).
Профилактика тревожности (Рекомендации
родителям)
1. Общаясь с ребенком, не подрывайте
авторитет других значимых для него людей. (Например, нельзя говорить ребенку:
"Много ваши учителя понимают! Бабушку лучше слушай!”).
2. Будьте последовательны в своих
действиях, не запрещайте ребенку без всяких причин то, что вы разрешали раньше.
3. Учитывайте возможности детей, не
требуйте от них того, что они не могут выполнить. Если ребенку с трудом дается
какой-либо учебный предмет, лучше лишний раз помогите ему и окажите поддержку,
а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
4. Доверяйте ребенку, будьте с ним
честными и принимайте таким, какой он есть.
5. Если по каким-либо объективным
причинам ребенку трудно учиться, выберите для него кружок по душе, чтобы
занятия в нем приносили ему радость и он не чувствовал себя ущемленным.
Если родители не удовлетворены поведением
и успехами своего ребенка, это еще не повод, чтобы отказать ему в любви и
поддержке. Пусть он живет в атмосфере тепла и доверия, и тогда проявятся все
его многочисленные таланты.