Вот что я умею! Программа сенсорного развития малыша
28.03.2011, 22:05
Период от одного года до двух лет - время активного исследования
ребенком окружающего мира. Действия с предметами становятся самым любимым
занятием малыша. Манипулируя ими, он начинает обращать внимание на их самые
разные свойства: форму, цвет, величину, фактуру, упругость, тяжесть; затем
будет учиться узнавать и различать их; чуть позже сможет группировать и
сортировать предметы по всем знакомым признакам. В этом и состоит сущность
сенсорных упражнений, являющихся основой для формирования всей мыслительной
деятельности маленького человека.
Вот почему развивающая среда для ребенка этого возраста должна
изобиловать предметами, способными предоставить ему самую разнообразную
сенсорную информацию. Это могут быть не только покупные игрушки, но и
обыкновенные бытовые предметы. Важно предоставить ребенку не только предметы
для игры, но и необходимое для этого пространство, и свободу для
самостоятельных действий с ними. Важно также учить малыша практическим
действиям с игрушками.
Важно также выбрать игрушки и предметы, подходящие именно для вашего
малыша, способные развить его природные задатки наилучшим образом. Это зависит
от того, какой способ получения информации о внешнем мире успешнее применяет
ребенок. Как и любой человек, используя для познания действительности все
органы чувств, ваш малыш тем не менее отдает предпочтение или зрению, или
слуху, или осязанию. Этот ведущий канал восприятия еще называют ведущей
модальностью. По своим индивидуальным способностям к восприятию психологи
разделяют детей на зрителей, слушателей и деятелей.
Кто он: зритель, слушатель, деятель?
Малыши-зрители при восприятии новой информации больше полагаются на
зрительные ощущения, быстро запоминают цвет, форму и размеры окружающих их
предметов. У них хорошо развита мускулатура пальчиков, мелкие движения рук
точны и уверенны, так как выполняются под контролем зрения (скоординированы).
Воспитывая маленького зрителя, надо помнить, что, как правило, он
игнорирует другие раздражители в пользу визуальных. А это значит, что развитие
речевых навыков малыша и его физическое развитие должны стать для родителей
объектами пристального внимания.
Малыши-слушатели
познают окружающий мир в большей степени через звуки. Они предпочитают слуховые
ощущения всем остальным, их легко успокаивает музыка, знакомые голоса. Они
раньше других детей начинают говорить.
Наряду с этим зрительное восприятие маленького слушателя нуждается в
постоянном развитии, так же как и мелкая мускулатура пальчиков рук (мелкая
моторика).
Малыши-деятели
много двигаются, так как предпочитают познавать мир путем непосредственного
прикосновения или движения. Они раньше других детей начинают ползать, а потом
ходить. У деятелей хорошо развита крупная мускулатура рук, ног. Они очень любят
подвижные игры.
Однако маленькие непоседы не способны длительное время концентрировать
внимание. Да и устной речью деятели овладевают позже других детей, а
непринужденность в высказываниях, свойственная многим слушателям, может
остаться для некоторых деятелей самой настоящей проблемой.
Итак, как же разные типы игрушек и игр помогают детям с разными
модальностями продвигаться в познании мира? Какие умения малыша можно
совершенствовать на втором году жизни?
Снимает кольца разного размера и нанизывает их на
стержень
·Собирает
пирамидку из двух, а потом из трех колец (кольца предварительно разложены
взрослым у стержня пирамидки, начиная от самого большого до самого маленького).
·Понимает слова
"большой", "маленький". По просьбе взрослого может показать
"самое большое" колечко, колечко "поменьше", "самое
маленькое".
·Учится проверять,
правильно ли собрана пирамидка (вместе со взрослым проводит руками по пирамидке
сверху вниз).
В настоящее время в магазинах редко можно встретить классический
вариант одноцветной пирамидки из двух-трех, а затем из пяти колечек. А жаль!
Ведь именно такие пирамидки позволяют сосредоточить внимание ребенка на размере
колец, их сравнении, на процессе выбора "самого большого" колечка из
оставшихся. А небольшое количество колечек делает сборку игрушки посильной даже
для самого непоседливого малыша.
Игрушка "Пирамидки-малышки" как нельзя лучше
соответствует этим требованиям. На подставочке находятся сразу пять маленьких
одноцветных пирамидок: красная, желтая, зеленая, синяя и белая. Каждая
пирамидка состоит из трех колечек разного размера.
Малыш-зритель
довольно быстро обучается собирать пирамидку из 3-5 колечек, а также проверять
правильность сборки. Поэтому ему можно предложить пирамидку, состоящую из
большего числа колец. Это большая деревянная конусная пирамидка. Играя с
ней, ребенок учится группировать кольца по цвету (красные, синие, желтые,
зеленые), сравнивать по величине.
Интересной покажется маленькому "зрителю" и Семеновская
разноцветная пирамидка, ведь ее колечки таких необычных цветов: розового,
малинового, зеленого, белого. Эта игрушка - хороший стимул к дальнейшему
совершенствованию зрительного восприятия. К тому же колечки Семеновской
пирамидки тонкие, и надо быть очень внимательным, чтобы найти "самое
большое".
Но настоящей головоломкой для усидчивого ребенка является пирамидка
"Шар". Чтобы собрать ее, малышу придется сначала действовать
наоборот: найти "самое маленькое" колечко, затем "чуть
побольше" и, наконец, "самое большое". Самое большое кольцо,
насаженное на стержень, означает, что теперь продолжать сборку следует в
обычном порядке.
Шарообразная форма пирамидки усложняет привычную проверку правильности
ее сборки: руки малыша с вашей помощью должны описать полукруг от верхушки
пирамидки к ее основанию.
Для малыша-слушателя наверняка самыми интересными окажутся пирамидки с насадками
(шариками, цилиндриками) в виде головок человечков. Они выглядят, как
веселые куколки. Желательно, чтобы малыш называл такую куколку по имени,
показывал глазки, ротик, головку, платьице или рубашечку, пытался заговорить с
ней.
Малышу-деятелю
подойдут большие напольные пирамиды из цветной пластмассы. Они хороши
тем, что ребенок сначала может покатать крупные колеса-кольца, разбросать их и
вновь собрать, между делом приучаясь находить по просьбе взрослого или
"самое большое" колесо, или "самое маленькое". Такое
обучение между делом особенно подходит маленьким деятелям, от которых зачастую
нельзя потребовать прямого исполнения той или иной просьбы. Таким детям
потребуется гораздо больше времени, чтобы научиться определять размер, форму,
цвет игрушки.
Умеет строить башенку из кубиков различной величины
·Вместе со
взрослым строит башенку из двух одноцветных кубиков, значительно отличающихся
по размеру.
·Вместе со
взрослым строит башенку из трех одноцветных кубиков, незначительно отличающихся
по размеру.
К сожалению, одноцветные кубики встречаются в продаже редко. Заменить
их могут деревянные стаканчики-цилиндры пяти основных цветов (или такие
же неокрашенные), вставляющиеся один в другой (тип игрушки "Вкладыши
один в другой").
Играя со стаканчиками, малыш знакомится с основными цветами, учится
различать предметы по размеру. Покажите ему, как, переворачивая стаканчики
вверх дном и выбирая каждый раз "самый большой" из оставшихся, можно
построить башенку.
Вынимает и вкладывает предметы разной величины один в
другой
·С помощью
взрослого, а затем самостоятельно открывает и закрывает коробочки, бочонки,
баночки, ведерки, матрешки (и другие емкости, не имеющие винтовых крышек).
·Вынимает и
вкладывает в них подобные предметы меньших размеров (не менее трех).
·По просьбе
взрослого определяет величину предметов, прикладывая игрушки одну к другой,
показывает "большой", "маленький" и "средний" по
величине предмет.
·С помощью
взрослого ставит игрушки в ряд, располагая их по размеру (от большего к
меньшему и наоборот).
Семейство вкладышей, с помощью которых идет освоение всех этих умений,
достаточно разнообразно. Это деревянные неокрашенные и цветные игрушки: стаканчики-цилиндры,
которые уже были описаны нами, мисочки и чугунки трех разных размеров в
одном наборе.
Малышам-зрителям
можно предложить еще один набор стаканчиков. Это 12 стаканчиков из
разноцветной пластмассы, позволяющие расширить представления о цвете и,
конечно же, о размере предметов. Ведь теперь разница в величине стаканчиков не
так очевидна, да и количество их возросло более чем в два раза. А сколько
появляется возможностей для творчества! Стаканчики можно поставить в ряд,
вложить один в другой, построить башенку. Задавая малышу вопросы: "Где
самый большой стаканчик?", "А самый маленький?", "А большой
желтый?" и т.д., вы способствуете закреплению его знаний о цвете и размере
предметов. Раньше других маленькие зрители приступят к освоению так называемых
закрытых вкладышей. Это могут быть последовательно укладывающиеся друг в друга шары
или яички в количестве 5 штук.
Несомненно, самая замечательная игрушка из игр данного типа - матрешка.
Среди матрешек различных видов особенно будут интересны те, что являются
персонажами любимых русских сказок - "Репка", "Курочка
Ряба", "Три медведя".
Рассказывая малышу, например, сказку "Репка", очень хорошо
одновременно показывать персонажей, последовательно раскрывая матрешку: за
дедкой с репкой появится бабка, за ней - внучка, потом Жучка...
Группирует предметы по форме (устанавливает их
тождество)
·С помощью
взрослого, а затем самостоятельно раскладывает предметы, значительно
отличающиеся по форме, на две группы.
·Учится
прикладывать предметы вплотную друг к другу и накладывать их один на другой,
сравнивая формы предметов.
·Для формирования
этого умения необходимы игрушки следующих типов.
Вкладыши в рамку
Ящички с фигурными прорезями и соответствующими им формочками (в том
числе и геометрическими) будут интересны и полезны любому малышу. Главное,
правильно выбрать тот, что в наибольшей степени отвечает характерным
особенностям восприятия ребенка.
Так, детям-зрителям лучше
подобрать ящичек с наибольшим количеством различных формочек и
соответствующих им прорезей. Хорошо, если цветовое решение игрушки не
ограничится двумя-тремя основными цветами.
Детям-деятелям
предложите ящичек с крупными немногочисленными прорезями самых простых
геометрических форм и силуэтов (круг, квадрат, треугольник, крест), причем
все детали такого набора обязательно должны быть основных цветов: красного,
желтого, зеленого, синего.
Ну, а детям-слушателям подойдут
ящички с прорезями в виде животных. Ведь малыш-слушатель очень общителен
и, конечно, захочет "озвучить" жителей домика-ящичка. Помогите ему в
этом: задайте вопрос, где живет собачка. Ребенок с удовольствием начнет
подражать ее голосу, а затем найдет для собачки-формочки нужную прорезь-окошко.
Кроме объемных ящичков способствуют умению сравнивать формы предметов и
специальные узкие доски, на которых размещено пять фигурных разноцветных
вкладышей на темы "игрушки", "фрукты", "животные"
и т.д.